Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Различные аспекты развития личности подростка, проблемы внутреннего мировоззрения подростков, их возрастные конфликты, способы их предотвращения - одни из самых актуальных и злободневных тем психологической науки на сегодняшнем этапе ее развития (Е.В. Киржой, И.Ю. Кулагина, О.А. Карабанова, Е.Г. Семенова, Ф. Райс, О.И. Шмырев и др.).
Современные исследователи, как А. Реан, М. Семенюк, А. Басса, А. Бандура и др., чаще всего обозначают специфические черты подростков, среди которых недовольство, холодность по отношению к окружающим людям или жестокость, повышенная конфликтность, агрессивность.
Психологические особенности старших подростков проявляются и под влиянием направленности личности.
Личностная направленность формируется на протяжении жизни в ходе обучения и воспитания, оставаясь социально обусловленной. Она проявляется как характеристика личности, выраженная в мировоззрении и в явной активности, значимой как для социума, так и для самого человека. Признаки направленности прослеживаются во всех формах деятельности индивида через специфические черты его интересов, целей, потребностей и убеждений. Различные виды направленности взаимосвязаны, что формирует личностные ориентиры как в устойчивой обстановке, так и в переменчивых условиях.
Будучи чертой личности, направленность определяет путь развития в подростковом и юношеском возрасте. Поскольку конкуренция на динамично развивающемся рынке нарастает, самоопределение личности следует осуществлять как можно раньше. Увеличение объема разнообразной информации делает процесс взросления и формирования системы личностных отношений более сложным. Следовательно, актуален вопрос о том, каким образом можно поддержать личность в период перехода и начала взрослой жизни.
Степень разработанности темы. Работы таких учёных, как Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейн и других, сосредоточены на исследовании психологических характеристик старшего подросткового возраста.
Труды многих психологов, педагогов и социологов — К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, Б.С. Мерлина, А.С. Макаренко, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна, Д.И. Фельдштейна, С.Т. Шацкого, Д.Б. Эльконина и других — посвящены различным аспектам исследования направленности личности.
Научная проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью помочь личности на этапе перехода и вступления во взрослую жизнь и дефицитом практических исследований психологических особенностей старших подростков с различными типами направленности личности.
Объект исследования – психологические особенности и направленность личности старших подростков.
Предмет исследования – психологические особенности старших подростков с различными типами направленности личности.
Цель исследования – изучение психологических особенностей старших подростков с различными типами направленности личности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть проблему психологических особенностей личности старшего подросткового возраста в трудах отечественных и зарубежных психологов;
2. Определить направленность личности в старшем подростковом возрасте;
3. Описать исследуемые психологические особенности личности старших подростков;
4. Провести эмпирическое исследование психологических особенностей старших подростков с различными типами направленности личности;
5. Составить программу психолого-педагогического сопровождения старших подростков различных типов направленности личности и рекомендации для педагогов и родителей по сопровождению старших подростков различных типов направленности личности.
Гипотеза исследования: предполагается, что существуют различные психологические особенности личности старшего подросткового возраста в зависимости от ее направленности. В зависимости от направленности личности проявляются коммуникативные навыки, локус контроля, стремление к самосовершенствованию, удовлетворенность автономией и компетентностью, а также уверенность в организации своей деятельности.
Теоретико-методологическая основа исследования представлена:
- исследованиями по развитию личности на разных этапах онтогенеза Л.И. Божович, Л.С. Выготского, И.С. Кона, Т.Д. Марцинковской, К.Н. Поливановой, Д.И. Фельдштейна, Г.Л. Цукерман;
- исследования особенностей развития личности в старшем подростковом возрасте (Божович Л.И., Выготский Л.С., Головей Л.А., Обухова Л.Ф., Прихожан А.М., Толстых Н.Н., Шаповаленко И.В. и др.);
- исследования направленности личности (Басс Б., Божович Л.И., Неймарк М.С., Рубинштейн С.Л., Чудновский В.Э.)
Методы и методики исследования.
– теоретические методы;
– эмпирические методы:
1. Методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича;
2. «Оценка уровня общительности» (тест В.Ф. Ряховского);
3. Тест готовности к саморазвитию (В.Л. Павлов);
4. Методика «Общая шкала удовлетворения базовых потребностей» Э. Дэси, Р. Райана в адаптации И. Ю. Суворовой;
5. Методика «Исследование локуса контроля по Дж. Роттеру»;
6. Методика выявление направленности личности (Б. Басс).
– математико-статистические методы: метод сравнения различных выборок испытуемых с использованием критерия достоверности различий U-Манна-Уитни и критерия Фишера.
Исследование имеет научную новизну в следующем:
- в определении различий в психологических особенностях личности старшего подросткового возраста в зависимости от ее направленности.
Теоретическая значимость работы выражается в рассмотрении проявлений личностной направленности в развитии у подростков психологических особенностей, направленных на реализацию творческого потенциала, формирование моральных качеств, стремление к достижению цели, но вместе с тем может формироваться асоциальное поведение, собственная выгода и приспособленчество.
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что его результаты дают возможность педагогам-психологам общеобразовательных организаций понимать, какие определяются психологические особенности старших подростков с различными типами направленности личности, чтобы избрать адекватную стратегию вмешательства в каждом конкретном случае, и предоставить возможность оказать старшему подростку именно ту поддержку, которая наиболее ему нужна и будет наиболее эффективной.
Апробация результатов исследования проходила как научная публикация, где представлены научной общественности результаты исследования.
Этапы исследования:
1. Изучение и анализ теоретико-методологических основ психологических особенностей старших подростков с различными типами направленности личности. Изучение особенностей подростковой личностной направленности. Исследование психологических особенностей старших подростков с различными типами направленности личности.
2. Проведение констатирующего эксперимента: разработка и апробация исследовательского инструментария на выборке подростков; и интерпретация полученных результатов по проблеме исследования.
3. Разработка и апробация экспериментальной программы психолого-педагогического сопровождения старших подростков различных типов направленности личности, направленной на оказание помощи подросткам в преодолении трудностей за счет их дробления на части и перевод в задачи при активной самоподдержке. Написание рекомендаций для педагогов и родителей по сопровождению старших подростков различных типов направленности личности.
Структура магистерской работы представлена введением, тремя главами, заключением, списком использованной литературы, в котором содержится 60 источников, приложением.
Во введении обоснована актуальность исследования, сформулирована цель и задачи исследования, описаны объект, предмет и методы исследования.
В первой главе рассмотрена проблема психологических особенностей личности старшего подросткового возраста в трудах отечественных и зарубежных психологов, определены психологические особенности старших подростков различных типов направленности личности. Далее описан процесс изучения психологических особенностей старших подростков различных типов направленности личности.
Во второй главе представлен диагностический инструментарий для изучения психологических особенностей подростков с разным уровнем направленности личности, проанализированы результаты обследования указанных особенностей; отражены результаты констатирующего эксперимента.
В третьей главе отражены особенности программы психолого-педагогического сопровождения старших подростков различных типов направленности личности для оказания помощи подросткам в преодолении трудностей за счет их дробления на части и перевода в задачи при активной самоподдержке. Даны рекомендаций для педагогов и родителей по сопровождению старших подростков различных типов направленности личности.
В заключении подведены итоги работы, сформулированы выводы.
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
1.1 Проблема психологических особенностей личности старшего подросткового возраста в трудах отечественных и зарубежных психологов
Среди современных отечественных психологов наибольшее распространение получила возрастная периодизация Д. Эльконина. Определенные им возрастные рамки практически совпадают с возрастными рамками других исследователей (Л.И. Божович, Э. Эриксон). Периодизация Д. Эльконина основывается на идее смены ведущих форм деятельности, и определяет подростковый период возрастными рамками от 11 до 17 лет. Эльконин подразделяет подростковый возраст на две фазы: средний школьный возраст (11-15 лет) с его ведущим видом деятельности - общением со сверстниками, и старший школьный возраст (15-17 лет), когда на первый план у ребенка выходит его учебно-профессиональная деятельность [59].
В возрасте 14–17 лет подростковый опыт уже недостаточен для взаимодействия с окружающим миром, а взрослый опыт еще осознанно не освоен. В связи с этим выделяются основные особенности старших подростков: повышенная, по сравнению с другими возрастами, значимость тесных эмоциональных контактов и интенсивная социализация, сменяющая характерное для подростков противопоставление себя взрослому обществу. Подросток активно ищет друзей, единомышленников, посвящает много времени доверительному и эмоциональному общению, в котором склонен к крайностям и быстрой смене симпатий [41].
Л.В. Варганова утверждает: «Посредством активного общения со сверстниками, находясь в составе коллектива сверстников, происходит развитие личностных качеств подростка, а главное – накапливается опыт общения, в котором подросток также получает эмоциональный контакт (развитие эмпатии, взаимопомощи и тому подобное). Именно межличностное взаимодействие формирует у подростка необходимые навыки социального взаимодействия – соответственно без общения со сверстниками подросток не может выработать необходимые коммуникативные качества» [9, С.56].
Согласно теории процесса социального научения А. Бандуры, наблюдение за реальными взаимодействиями людей посредством моделирования и обратной связи позволяет человеку научиться действовать в наибольших личных интересах в конкретной социальной среде [5].
Конфликты, разрывы и примирения, частая смена настроений и так называемое полярное (черно-белое) мышление очень характерны для старших подростков [25].
Главное своеобразие подросткового периода заключается в резких и
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абульханова-Славская К. А., Славская А. Н., Леванова Е. А., Пушкарева Т. В. Общие подходы к изучению личности // Педагогика и психология образования. 2018. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obschie-podhody-k-izucheniyu-lichnosti (дата обращения: 30.10.2024).
2. Авдулова, Т. П. Психология подросткового возраста : учебник и практикум для вузов / Т. П. Авдулова. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 394 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-9438-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536199 (дата обращения: 29.10.2024).
3. Алехина О. Н., Данилова М. В. Самооценка подростков в связи со сформированностью доверия к себе и особенностями межличностных взаимодействий // Научные исследования выпускников факультета психологии. – СПбГУ. – 2015. – Т. 3. – С. 12–19.
4. Алмазова С.Л. Методы психологической диагностики: учебное пособие / С. Л. Алмазова. - Екатеринбург : УрГПУ, 2010. - 116 с.
5. Бандура А. Теория социального научения: пер. с англ. / под ред. Н.Н. Чубарь. СПб.: Евразия, 2000
6. Безрукова А., Палкина Т. В погоне за идеалом: Коррекционно-развивающая программа // Школьный психолог. 2009. № 22.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. – 400с.
8. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учебное пособие для специалистов и дилетантов. – СПб.: Речь, 2007.
9. Варганова Л.В. Психологические проблемы общения у подростков в сети Интернет // The Scientific Heritage. 2021. № 61. С. 56–58.
10. Выготский, Л.С. Собр. соч.: в 6 т./ Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1984. – Т.4. – 433 с
11. Голованова Н. Ф., Дерманова И. Б. Направленность самоосуществления и личностное раз витие подростка // Психолого-педагогические исследования. – 2018. – Т. 10, № 3. – С. 126 134. https://doi.org/10.17759/psyedu.2018100311 brary.ru/item.asp?id=36318224
12. Гребенникова ОВ., Хузеева Г.Р. Особенности восприятия социальной действительности современными подростками // Психологические исследования. – 2018. – Т. 11, № 58. – С. 6. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36307010
13. Гуткина Н.И. Концепция Л.И. Божович о строении и формировании личности (культурно-исторический подход) // Культурно-историческая психология. 2018. Т. 14. № 2. С. 116—128.
14. Дерзян В.Е. Исследование локуса контроля в структуре личностной беспомощности у старших подростков // International Journal of Medicine and Psychology. - 2023. - Том 6. - № 3. -С. 152-155.
15. Дерзян В. Е. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ЛИЧНОСТНОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ МЕТОДАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ: РАЗРАБОТКА И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ // Образование и право. 2023. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskaya-korrektsiya-lichnostnoy-bespomoschnosti-u-starshih-podrostkov-metodami-psihologicheskogo (дата обращения: 06.11.2024).
16. Драгунова, Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте/ Т.В. Драгунова // Вопросы психологии. 2016.№2. С.21-26.
17. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности: Учеб. пособие / Э.Ф. Зеер, О.А. Рудей. – Воронеж: МОДЭК, 2018. – 256 с.
18. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. / В. В. Зеньковский. - М., Клин, 2008. 224 с
19. Ибрагимова, Р. Р. Индивидуально-психологические особенности старших подростков / Р. Р. Ибрагимова // Профессионализм и творчество : Сборник материалов научно-практической конференции, Магнитогорск, 14 февраля 2018 года / Под редакцией М.В. Мусийчук, Е.И. Шулевой. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2018. – С. 142-146. – EDN YUDDAV.
20. Карпова Е.В. Онтогенетический аспект взаимосвязи локуса контроля и мотивации // Проблемы со временного педагогического образования. 2022. № 77-1. С. 323 – 326.
21. Казанская, В.Г. Подросток. Трудности взросления/ В.Г. Казанская. СПб: Питер, 2016. 297 с.
22. Киржой, Е.В. Особенности процесса социализации подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации/ Е.В. Киржой // Воспитание школьников, 2012. N 6. С. 34-39.
23. Кириенко А. А. Формирование направленности со временных подростков // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской научно-методической конференции. – Оренбург: Изд-во ОГУ, 2018. – С. 4212–4217. https://elibrary.ru/item.asp?id=32690469
24. Кон, И. С. Какими они себя видят? / Кон И. С. // Популярная психология для родителей под ред. Бодалева А. А. - М.: Педагогика, 1988. - 45 - 56 с.
25. Кулагина, И.Ю. Личность школьника от задержки психологического развития до одаренности: учебное пособие для студентов и преподавателей/ И.Ю.Кулагина. Москва: Сфера, 1999. 192 с. ISBN 5-89144-062-8.
26. Левитов Н.Д. Направленность подростков. – Москва- 1969. С. 5-21.
27. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность/ А.Н.Леонтьев. М.: Академия, 2015. 261 с.
28. Маликова Е. В. Особенности проявления ответственности подростков с различной направленностью личности // Мир науки, культуры, образования. – 2010. – № 6–1. – С. 92–94. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16341367
29. Молчанов С. В., Поскребышева Н. Н., Запуниди А. А., Маркина О. С. Развитие личностной автономии как условие формирования ориентации подростка в моральной сфере // Культурно-историческая психология. – 2015. – Т. 11, № 4. – С. 22–29. DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2015110402 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25238658
30. Молчанов, С. В. Психология подросткового и юношеского возраста : учебник для академического бакалавриата / С. В. Молчанов. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 352 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16443-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/531072 (дата обращения: 30.10.2024).
31. Мясищев В.Н. Личность и отношения человека // Проблемы личности / Под ред. Л.И. Анцифировой. М.: 1969. – С. 63-73.
32. Неймарк М.С. Изучение подростков с разной направленностью личности // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: Педагогика,1972. С. 147—248.
33. Неймарк М.С., Толстых Н.Н. Направленность личности: взгляд из 2012 года [Электронный ресурс] // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика. 2013. Вып. 1. С. 5—13. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/napravlennost-lichnosti-vzglyad-iz-2012-goda (дата обращения: 29.10.2024).
34. Овчарова, Р. В. Практическая психология образования: учебник для вузов / Р. В. Овчарова. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 465 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14810-7. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/543653 (дата обращения: 30.10.2024).
35. Олпорт, Г. Становление личности: избранные труды/ Г. Олпорт. М.: Смысл, 2012. 361 с.
36. Остапова А.В. Психологические особенности подросткового возраста // Евразийский научный журнал. 2015. С. 67–71.
37. Першин А. Н. Анализ как метод познания документированной информации // Научный вестник Омской академии МВД России. 2014. №3 (54). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-kak-metod-poznaniya-dokumentirovannoy-informatsii (дата обращения: 03.03.2022).
38. Петровский А.В. Психология развивающейся личности / А.В. Петровский. - М. : Педагогика, 1987. 238 с.
39. Платонов К.К. Структура и развитие личности. Москва – 1986. - 256 с.
40. Пташко Т. Г., Черникова Е. Г., Перебейнос А. Е., Соколова Н. А., Сиврикова Н. В. ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПА НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА С ОСОБЕННОСТЯМИ ЕГО СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ // Вестник НГПУ. 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-tipa-napravlennosti-lichnosti-podrostka-s-osobennostyami-ego-sotsialnoy-aktivnosti (дата обращения: 29.10.2024).
41. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста: учебное пособие для вузов по напр. 050700 «Педагогика» / Ф. Райс, К. Долджин; пер. с англ. под науч. ред. проф. Е.И. Николаевой. - СПб.: Питер, 2012. 816 с. ISBN 978-5-496-01067-1.
42. Рогова Е. Е. Переживание одиночества подростками с разной социальной направленностью // Вопросы психологии. – 2007. – № 5. – С. 39–46. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18922968
43. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Издательство: Питер, 2002. - 720 c.
44. Самоукина, Н. В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы / Н. В. Самоукина. - Ярославль: Акад. развития : Акад. Холдинг, 2002. - 206 с.: ил., табл.; 20 см. - (Практическая психология в школе).; ISBN 5-9285-0253-2
45. Сиденко А. С., Хмелева В. С. Педагогический эксперимент: понятие и этапы деятельности занятие 2 трактовки понятия «Эксперимент» // Эксперимент и инновации в школе. 2008. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskiy-eksperiment-ponyatie-i-etapy-deyatelnosti-zanyatie-2-traktovki-ponyatiya-eksperiment (дата обращения: 03.03.2022).
46. Суворова, И.Ю., Бабий, А.А., Корзун Н.В. Общая шкала удовлетворения базовых психологических потребностей. Методическое пособие / И.Ю. Суворова, А.А. Бабий, Н.В. Корзун – Москва: МПСУ, 2023. – 33 с. – М.: Издательство «Перо», 2022. – 0,6 Мб [Электронный ресурс] ISBN 978-5-00218-825-3
47. Хухлаева О.В. Психология подростка/ О.В. Хухлаева. М.: Генезис, 2012. 349 с.
48. Фельдштейн Д. И. Психология развития человека как личности: избранные труды. 2-е изд. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2005. – 1024 с.
49. Фельдштейн, Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте/ Д.И. Фельдштейн // Вопросы психологии. 2016. № 6. С. 26-32.
50. Фетискин Н. П. Концептуальные основания деструктивных новообразований в структуре личностной направленности девиантного подростка // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2017. – Т. 23, № 3. – С. 56–65. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30621542
51. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем. – М.: Генезис, 2001.
52. Тихомандрицкая О. А., Малышева Н. Г., З. Д. Шаехов З. Д., Кабальнов Н. А. Роль личностных ценностей в психологическом благополучии современных старшеклассников // Психологические исследования. – 2019. – Т. 12, № 63.
53. Ткаченко, И. В. Психологические особенности самоактуализации личности подростков и старших школьников / И. В. Ткаченко, О. М. Дорошенко, Л. А. Перепелица // Психология личностного взаимодействия в современном обществе: Сборник материалов I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Армавир, 12 апреля 2022 года. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2022. – С. 155-157. – EDN YHKFTK.
54. Толстых Н. Н. Подростки и их родители: что ценят и чего хотят сегодня // Психологическая наука и образование. – 2012. – № 4 – С. 70–78. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18948825
55. Толстых, Н. Н. Психология подросткового возраста: учебник и практикум для вузов / Н. Н. Толстых, А. М. Прихожан. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 446 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-20205-2. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/557788 (дата обращения: 30.10.2024).
56. Черникова Е. Г., Пташко Т. Г., Рослякова С. В. Ценностные ориентации современных город ских подростков // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2019. – № 1. – С. 333 337. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36922562
57. Черникова Е. Г., Пташко Т. Г., Перебейнос А. Е., Сиврикова Н. В. Личностные ценности подростков малого и большого городов и риски в процессе их формирования // Science for Education Today. – 2019. – № 2. – С. 215–233. DOI: https://doi.org/10.15293/2658-6762.1902.15 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38191475
58. Шахова И. П. Характеристика направленности личности в подростковом и юношеском возрастах // Вестник Московского государственного областного университета: Серия психологические науки. – 2010. – № 3. – С. 159–167. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15567045
59. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды/Д.Б.Эльконин. М: Академия, 2013. 462 с.
60. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Под ред. Эльконина Б. Д.; 4-е изд. – Москва: Издательский центр "Академия", 2007. — 194 с.
61. Янг, Д. Схематерапия. Практическое руководство / Д. Янг, Дж. Клоско, М. Вайсхаар // М.: Изд-во «Диалектика», 2020. - 464 с.
62. Ярошенко О.Е., Щербина А.И. Гендерные особенности самоотношения и социально-психологических установок старших подростков // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2015. – № 37. – С. 186–190. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25054691
63. Beaudry M. B., Swartz K., Miller L., Glazer K., Wilcox H. Effectiveness of the Adolescent De pression Awareness Program (ADAP) on Depression Literacy and Mental Health Treatment // Jour nal of School Health – 2019. – Vol. 89 (3). – Р. 165–172. DOI: https://doi.org/10.1111/josh.12725
64. Golovey L.A., Danilova M.V., Danilova Y.Y. Self-conception and Relations with Significant Adults as Life Satisfaction Factors of Adolescents // Social Psychology and Society. 2017. 8 (1). P. 108-125.
65. Khatcherian E., Zdanowicz N. Why do cyberbullied adolescents stay in contact with their harasser? A literature review and reflection on cyberbullied adolescents' coping strategies // Psychiatria Dan ubina. – 2018. – Vol. 30. – P. 537-540. PMID: 30439842 URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pub med/30439842
66. Lannegrand-Willems L., Chevrier B., Perchec C., Carrizales A. How is Civic Engagement Related to Personal Identity and Social Identity in Late Adolescents and Emerging Adults? A Person-Ori ented Approach // Journal of Youth and Adolescence. – 2018. – Vol. 47 (4). – Р. 731–748. DOI: https://doi.org/10.1007/s10964-018-0821-x
67. Šerek J., Machackova H., Macek P. Who crosses the norms? Predictors of the readiness for non normative political participation among adolescents // Journal of Adolescence. – 2018. – Vol. 62. – Р. 18–26. DOI: https://doi.org/10.1016/j.adolescence.2017.11.001
68. Pérez-Torres V., Pastor-Ruiz Y., Abarrou-Ben-Boubaker S. You Tubers videos and the construction of adolescent identity // Comunicar. Media education research journal. – 2018. – Vol. 26 (55). – P. 61–70. DOI: https://doi.org/10.3916/C55-2018-06
69. Posokhova S.Т. Social & Cultural Factors and Psychological Vulnerability of Modern Youth // Issues of Mental Health of Childern and Adolescents. 2017. 17 (2). P. 195-196.
70. Prievara D. K., Piko B. F., Luszczynska A. Problematic Internet Use, Social Needs and Social Support Among Youth // International Journal of Mental Health and Addiction. – 2018. – Vol. 17 (4), pp. 1008–1019. DOI: https://doi.org/10.1007/s11469-018-9973-x